Сегодня и вчера
Портрет Ивана Петровича Кулибина
Произведение искусства «Портрет Ивана Петровича Кулибина» Автор:
Веденецкий (Венецкий) Павел Петрович


Размер:
81,5 х 67,5 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1818
Местонахождение:
Государственный Эрмитаж
Смотреть полностью


Ремесленник может сделаться изобретателем, чиновник — реформатором.



Кареев Николай Иванович. Мысли о сущности общественной деятельности. — СПб., 1901. — С. 62.

Ремесленник и чиновник, это — люди рутины, не видящие далее того маленького дела, которое они делают, не изменяющие привычного способа удовлетворять текущие нужды общества, если только кто-либо или что-либо не потребует внести изменение в эту техническую или бюрократическую рутину. Общественная польза требует не только того, чтобы удовлетворялись текущие нужды общества, но чтобы сами общественные формы и порядки изменялись к лучшему. Ремесленник может сделаться изобретателем, чиновник — реформатором. Многие профессии и должности прямо обязывают вести общество вперед по пути культурного и социального прогресса. Таковы занятия общественными науками, публицистика, законодательная деятельность, распространение образования и т. п. и т. п. На всех этих поприщах удовлетворение текущих нужд общества трудно отделить от содействия общественному прогрессу, как это можно сделать, напр., по отношению к архитектору, строящему дома, или врачу, лечащему больных. Дело в том, что многие текущие нужды общества не могут быть удовлетворены при сохранении status quo, без преобразований и улучшений в общественных формах и порядках. Связь между удовлетворением текущих нужд, как целью, с одной стороны, и преобразованиями и улучшениями, как средствами ее осуществляющими, с другой, существует самая несомненная: все благодетельные реформы порождались тем, что их настойчиво требовало неудовлетворительное состояние общества, т.-е. известная комбинация текущих нужд. С другой стороны, и само удовлетворение этих нужд во многих случаях является деятельностью, подготовляющей или осуществляющей культурный и социальный прогресс: такова, напр., всякая просветительная деятельность. Одним словом, между обеими категориями полезной в общественном смысле деятельности, между той, которая ограничивается настоящим и довольствуется данными условиями, и тою, которая оказывает влияние на будущее и вносит изменение в данные условия, иногда нет неподвижной границы, нередко происходит взаимодействие, часто даже совершается совпадение. Чем более деятель заглядывает в будущее и стремится влиять на самые условия своей деятельности, тем более он — общественный деятель: чиновник довольствуется очисткой текущих дел, не заглядывает вперед (да и вообще дальше своего маленького дела ничего не видит) и действует по раз заведенному порядку.

Содействие культурному и социальному прогрессу есть настоящее поприще всякой общественной деятельности. Неудовлетворенные или дурно удовлетворенные потребности отдельных членов общества и целых общественных классов, обветшалые и пришедшие в полную негодность порядки, несовершенства и несправедливости экономического и политического быта, нарождение новых потребностей, возникновение новых явлений, распространение новых идей,—все это заставляет общество стремиться к переменам, к преобразованиям, к нововведениям, к улучшениям. Неподвижность и застой для общества — зло: у общества есть глубокая потребность идти вперед, изменяться, развиваться, и, конечно, улучшаться.




«Неотрадная судьба» Белой Руси
Я далек от того, чтоб ожидать полного доверия к моим словам
Безотлагательно приступить к устранению польского языка из преподавания закона Божия
Призывали они нас к себе и говорили, чтоб мы помогли им достигнуть государства Московского и чтоб мы научили свою братью, чтоб Ваш Царской род извести
А город Азов приказал я, холоп твой, строить вновь инженером твоими, великого государя, ратными людьми
Не противоречит ли правде требование процентов?
Так как местность была незнакома, то войскам отдано было приказание, чтобы на случай тревоги, люди стали только в ружье
Памятник сей неумолкно проповедует о доблественных подвигах Царя Иоанна Васильевича и его воинства
Успехи их учеников так были блистательны, что они в три года изучили означенные науки
Генерал Кауфман и его свита увидели на противоположной стороне Аму-Дарьи большой неприятельский укрепленный лагерь



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.