Сегодня и вчера
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.



Грот Николай Яковлевич. Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой. — М., 1893. С. 25.

Мы показали достоинства, недостатки и общее значение двух крайних нравственных миросозерцаний нашего времени. Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного, — скажем смелее: «языческого» и «христианского». Если созданный три века тому назад компромисс науки и религии, знания и веры, оказался несостоятельным, то значить ли это, что невозможен другой, лучший, — что невозможен синтез более широкий, органический и полный?

Мы твердо верим, что он будет найден. Но кто же его найдет, на чьей обязанности найти его?

Дело идет, конечно, не о том, чтобы указать личность, которая найдет выход из современных противоречий. Личность — орудие и проявление общих мировых сил. Вопрос в том, каким методом, в какой области вопрос может быть разрешен? Этот метод и область давно известны философу. Крайности этических миросозерцаний нашего времени ставят новую задачу пред философией, как тою примиряющей «наукой наук», которая пересматривает и проверяет фундамент всякого знания, обобщения, синтеза.

Задача философии нашего времени, — понять все великие уроки ближайшего времени, понять Толстого и Ницше и многих других выразителей современного неустойчивого и колеблющегося нравственного сознания человечества и, усвоив истинное и доброе в их учениях, переработать все это в новое, цельное миросозерцание, теоретическое и практическое. Мы живем уже целое столетие традициями Кантовской философии, механически примиренным противоречием его теоретического и практического разума. Фр. Ницше — бессознательный протест критики теоретического разума против критики практического, Толстой — не менее бессознательный протест критики практического разума против критики (чистого) теоретического. Таково значение этих мыслителей «sub specie aeternitatis». Это — старая, вечно старая, возобновленная в нашем веке борьба Демокритовского и Сократовского учения, Аристотеля и Платона, реализма и идеализма. «Das ist eine alte Gechichte, doch bleibt sie immer neu», — ибо формы жизни изменяются.

Глубоким чувством перспективы должен обладать мыслитель, который всему этому старому укажет новое место и вновь примирит усовершенствованное самопознание с переработанным пониманием законов вещей.




22 октября (11 октября ст. ст.) 1702 года русские войска взяли штурмом шведскую крепость Нотебург
От удачных выстрелов из мортир неприятельский броненосец бежал из боя
Строение сие вообще деревянное и расположено очень неправильно
И вручили есмы предстательству митрополию сию по времени сущу блаженнейшему патриарху Московскому
Отходя от Царьграда, Руссы прибили к воротам его свои щиты, в знак победы.
Оборона благочинного
Булавин, видя, что казаки сами готовы схватить и выдать его, решился предупредить ожидавшую его казнь, и убил себя выстрелом из пистолета
Отзыв русского старообрядца о венской революции 1848 года
Первое общество Донских казаков, родоначальников народа, ныне Донскую область населяющего, основалось не ранее последних годов ХV столетия.
Просим Великого Князя объявить, как он желает государствовать в своей отчине, Великом Новгороде, потому что Новгород не знает Московского обычая



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.