Сегодня и вчера
Портрет Алексея Ивановича Введенского
Фотография «Портрет Алексея Ивановича Введенского» Автор:
Волков Михаил Павлович


Техника:
Фотография
Время создания:
Конец XIX века
Смотреть полностью


Соответствует ли тип европейца идеалу человека, как этот идеал отобразился и выяснился в нашем народном сознании?



Введенский Алексей Иванович. Западная действительность и русские идеалы. — Сергиев Посад, 1894. С. 10.

Чтобы трезво относиться к обаянию западной культурной жизни необходимо, нам кажется, уяснить себе, может ли западная действительность, отлившаяся в формы устойчивые, определенные, которых судя по всем историческим аналогиям она уже не переменит,—может ли она быть признана идеальным строем жизни? Достаточно ли широк, всеобъемлющ, универсален заложенный в основу ее принцип? Необходимо ли, как то думали и думают некоторые, усвоить именно западный образ мыслей, проникнуться европейскими чувствами, преобразоваться по образу и подобию европейца, чтобы стать человеком? В частности, относительно нас, русских — соответствует ли тип европейца идеалу человека, как этот идеал отобразился и выяснился в нашем народном сознании? Удовлетворяет ли западная действительность тем чаяниям, идеальным стремлениям и заветным мечтам, которыми живет и дышит человек русский? Словом, наши русские идеалы и западная действительность в одном ли лежат направлении?

Конечно, было бы в высшей степени несправедливо осуждать все западное, всю европейскую культуру разом. Может быть, запад и действительно «гниет», может быть даже он представляет уже сплошное кладбище, но это, выражаясь словами одного из герое в последнего романа покойного Ф. М. Достоевского, — «дорогое кладбище, дорогие покойники, над которыми каждый камень гласить о горячей минувшей жизни, о страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу, в свою науку». С титаническим размахом силы, с прометеевскою гордою верою в себя, лучшие, наиболее богато одаренные от природы люди запада упорно стремились зажечь на земле небесный огонь полной истины, полного довольства, полного счастья. Они исходили с этою мечтою много путей; изведали много способов в поисках за этим благом. Порой блуждающие огоньки обманчивых призраков заводили их далеко с прямого пути в непроглядную тьму; но порой неведомое искомое открывалось их настойчиво ищущему духу, хотя бы лишь в форме смутного чаяния. Во всем этом есть много поучитѳльного и не только в отрицательном смысле, —не потому только, что благодаря их опытам нам известны стали ложные путы, на которые уже не следует больше вступать,—но и в положительном: они вынесли к свету знания много сокровищ, таящихся в нашей природе, которую они так настойчиво пытались изведать и исчерпать; дали много технических средств для улучшения горькой земной участи человека, для борьбы ее с физическим злом; обогатили сокровищницу общечеловеческой науки и искусства многими ценными созданиями. Не видеть в этом никакой заслуги, закрывать глаза на все это было бы не только не справедливо, но просто не расчетливо, не экономично: так как тогда пришлось бы, с непроизводительною затратою труда, времени и сил, снова доискиваться того, что уже давно найдено.

Все это так. По при всем том, в этих прометеевских замыслах все же есть одна роковая ошибка, которая состоит именно в том, что они — замыслы прометеевские, гордые, самонадеянные; что те люди, которые живут и жили, которые стремились и стремятся к их осуществлению, забыли или были недостаточно внимательны к тому, что их искомое вовсе не есть неизвестное; что оно не только известно, но даже реально; что искомый ими небесный огонь вразумляющей истины и исцеляющего от всех земных недугов блага уже давно затеплен на нем Рукою более сильною, чем человеческая, и горит светло и ярко, распространяя около себя действительную теплоту и жизнь, а не обманчивое сияние, которым сияет гордая культура запада, — горит и светит в странах, которые еще далеко не могут похвалиться своею культурою, но которые за то имеют свыше, как дар милости, то, чего не может дать никакая культура...




Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно
Построенные большею частью русскими людьми, из русского материала, носящие незабвенные в истории нашей славные имена…
Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями…
Мы знаем из опыта, что зависимость воли от внешнего для нее бытия весьма часто производит наслаждение, а не страдание
Именно так выглядит русский воин, когда дух его ничем не омрачен и не парализован различными факторами
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
Славянская Библия есть древнейший памятник и надежнейшее хранилище языка Славянского
Насколько правильное пользование столь веским элементом, как время, важно в ведении боя, настолько же важно точное указание его и в описании боя
Здесь все сословия единодушно признавали Александра виновником своего благополучия; нас, русских, принимали они с радушием неподдельным
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.