Сегодня и вчера
Восстание И. Болотникова. 1606-1607. Смотреть полностью
Примечание:
a:2:{s:4:"TEXT";s:194:"<div id="imgunder"><a href="http://www.runivers.ru/bookreader/book473030/#page/561/mode/1up">См. примечания к карте в издании: Смирнов И. И. Восстание Болотникова 1606-1607. —М., 1951.</a></div>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Встречный бой между воеводами Шуйского и Болотниковым вероятнее всего должен был произойти именно где-нибудь в районе Котлов



Смирнов И. И. Восстание Болотникова 1606-1607. —М., 1951. С. 317.

В то время как воеводы Василия Шуйского двигались к Коломенскому, «воры же ис Коломенского изыдоша со многими полками против их, начаша битись». Имеется счастливая возможность проверить достоверность рассказа «Нового Летописца»! Такую возможность дает «Рукопись Филарета», сохранившая сведения о местности, где произошла битва между Болотниковым и воеводами Шуйского. Текст «Рукописи Филарета» гласит следующее: «Егда ж воеводы и начальницы Московского воинства по повелению цареву идоша против Северских людей на Котел... испущают брань вел[ику]ию и во ополчении своем мужески поборают: овех убивают [и] уязвляют, овех связанных во град отсылают. И тако побеждени быша Северския люди, воеводы же царевы с воинством возвращаются во град».

Итак, местом сражения между царскими воеводами и Болотниковым явился «Котел», т. е. деревня Котлы. «Рукопись Филарета» — не единственный источник, связывающий название этой деревни с осадой Москвы Болотниковым. О Котлах упоминает и Буссов, указывая, что именно здесь, «в Котлах, приблизительно в миле с четвертью от Москвы», стал лагерем И. Пашков, подойдя к Москве. Правда, в данном случае, очевидно, Буссов спутал с Котлами Коломенское, но сама возможность такой путаницы свидетельствует о том, что деревня Котлы играла какую-то роль в ходе борьбы под Москвой. Сообщение Буссова, таким образом, подкрепляет известие «Рукописи Филарета».

Обращаясь теперь к рассмотрению известия «Рукописи Филарета» по существу, мы должны признать, что топография деревни Котлы может служить убедительным доказательством достоверности как рассказа самой «Рукописи Филарета», так и версии «Нового Летописца», ибо деревня Котлы (современные Нижние Котлы) расположена по Тульской дороге как раз на пути между Даниловским монастырем и селом Коломенским. Поэтому встречный бой между воеводами Шуйского и Болотниковым вероятнее всего должен был произойти именно где-нибудь в районе Котлов.

Битва в Котлах закончилась победой царских воевод. Хотя, говоря словами Карамзина, Болотников «сразился как лев», он все же был разбит и вынужден был вновь отступить в Коломенское. На этот раз, однако, ему не удалось уйти от преследования. В отличие от сражения 27 ноября, воеводы Шуйского не возвратились в Москву, а, напротив, атаковали Болотникова в Коломенском. Штурм Коломенского царскими воеводами продолжался три дня. Острог, сооруженный Болотниковым в Коломенском, оказался настолько прочным, что воеводы Шуйского «по острогу их биша три дни, разбити же осторога их не могоша, зане же в земли учинен крепко, сами же от верхового бою огненого укрывахуся под землю, ядра же огненые удушаху кожами сырыми яловичьими». Взять острог удалось лишь после того, как воеводы «добр язык (т. е. «языка», пленного. — И. С.) у них взяша, и вся их коварства и защищения до конца узнаша». Раскрыв таким образом характер укреплений и способ защиты острога Болотникова от «огненных ядер», воеводы Шуйского начали обстреливать острог особыми зажигательными ядрами: «учиниша огнены ядра с некою мудростью против их коварств». Эти новые «огненные ядра» не поддавались гашению («погашать их не возмогоша»), и в конце концов «острог их огнеными ядрами зажгоша», что вынудило Болотникова к отступлению: «помощи себе ничем не возмогоша и, острог свой оставивше, побегоша».




Чтоб с одной стороны лишняго давано, а с другой к огорчению причины подано не было, и в протчем всякую ласковость показывать.
Мы и не замечали, что образ его создан нашим воображением по скудости источников
Только с присоединением к России Крыма Новороссийский край с его громадными естественными богатствами мог получить настоящую цену.
Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно
Построенные большею частью русскими людьми, из русского материала, носящие незабвенные в истории нашей славные имена…
Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями…
Мы знаем из опыта, что зависимость воли от внешнего для нее бытия весьма часто производит наслаждение, а не страдание
Именно так выглядит русский воин, когда дух его ничем не омрачен и не парализован различными факторами
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
Славянская Библия есть древнейший памятник и надежнейшее хранилище языка Славянского



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.