Сегодня и вчера
Русский лагерь под Гунибом
Произведение искусства «Русский лагерь под Гунибом» Автор:
Иван Федорович Александровский
(1817— 1894)

Размер:
71 x 91 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1895
Местонахождение:
Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Г. Махачкала
Смотреть полностью


Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов



Пузанов В. В. История 5-го Донского казачьего войскового атамана Власова полка. — Саратов: 1913. С.486


Перевалив через снеговой Богозский хребет, Лезгинский отряд вышел в бассейн Аварийского Койсу и, пройдя Богулял, в Карате соединился с Дагестанским и Чеченским отрядами. Такой поход могли совершить люди только исключительной душевной воли и физической выносливости. Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов; и нужно сказать, что в этом походе власовцы показали чудеса выносливости: дети степей с своими дончаками перенесли все тягости борьбы с недоступной природой; они преодолели тот путь, где казакам весьма часто приходилось лошадей расседлывать и, едва протаскивая их в ущельях и теснинах, тащить на себе седла, в то же время требовалось и отстреливаться от злобного врага. Получив известие о покорности илянхевского общества и о переходе Лезгинского отряда в верховьях реки Андийского Койсу, а также, что области Авария, Койсубу и Анди принесли обет на верность России, Шамиль бросил Каратскую позицию и удалился в аул Гуниб. За ним последовали русские, и к 10-му августа войска соединенных отрядов окружили гору Гуниб-Даг с приютившимся на его вершине аулом. Шамиль с гунибцами устроил артиллерийские окопы для своих четырех орудий и стал, было, обстреливать надвигавшееся к Гунибу кольцо блокировавших его войск, но с 15-го числа прекратил стрельбу и вступил в переговоры. 18-го к месту блокады прибыл генерал-фельдмаршал князь Барятинский, и так как переговоры не приводили к желанному успеху, то главнокомандующий приказал войскам подниматься на утесы Гуниб-Даба. 25-го августа охотники отрядов находились уже в 8-ми верстах от аула; близкое присутствие русских распространило тревогу среди женщин аула; тогда часть горцев, прочитав молитвы Корана, бросилась в отчаянную рукопашную схватку, и половина их погибла под ударами штыков и сабель; тем не менее Шамиль с семейством и частью мюридов засел в сакли. Тогда к аулу подъехал князь Барятинский и, приказав прекратить стрельбу, послал к Шамилю предложение сдаться, чтобы не подвергать аул напрасному разорению, а женщин и детей ужасу штурма. Через два часа, в сопровождении нескольких мюридов, с бледным лицом и горящими глазами грозный повелитель Восточного Кавказа явился к главнокомандующему. С пленением Шамиля пал мюридизм; человек, четверть века проповедовавший войну против христиан, сам сдался им, и это послужило заразительным примером покорности; отношение горцев сразу стало в значительной степени спокойное.

После падения Гуниба первыми принесли обет покорности: племя Бжедухов, живших между реками Белой и Лабой; за ними пришли темиргоевцы, махошевцы, эгерукаевцы, басленеевцы и другие, ранее непокорные племена. К концу года можно было считать Кавказскую войну законченной, хотя неугомонные горцы иногда все же делали попытки к восстанию, но это были частичные и незначительные вспышки.




Без предварительного подготовления новых форм нашей внутренней политики, разрушение старого порядка породило бы хаос.
Чернь провела весь тот день в сих бесчиниях мерзких и бесчеловечных
Ближайший город и железная дорога были в 40 верстах. Общества положительно никакого.
Не ясно ли что при таковых условиях честный человек подвергается опасному искушению?
И ты б, дражайший брат наш, в Ливонскую землю не вступался, а нам бы еси свою любовь показал
Согласно требованиям Восточного этикета, Русский Царь, Великий Князь Московский, мог брать в руки лишь скипетр или меч, но никогда перо.
Милосердая государыня королева Крестина, вели, государыня, тех наших русских людей из тюрьмы выпустить
«Неотрадная судьба» Белой Руси
Я далек от того, чтоб ожидать полного доверия к моим словам
Безотлагательно приступить к устранению польского языка из преподавания закона Божия



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.