Сегодня и вчера
Царица Наталья Кирилловна показывает взбунтовавшимся стрельцам живого и здорового царевича Ивана
Произведение искусства «Царица Наталья Кирилловна показывает взбунтовавшимся стрельцам живого и здорового царевича Ивана » Автор:
Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич


Размер:
150 × 200 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1862
Местонахождение:
Таганрогская картинная галерея
Смотреть полностью
Примечание:
a:2:{s:4:"TEXT";s:408:"15 мая, роковой день убиения царевича Димитрия, назначен был заговорщиками для бунта. По рукам у стрельцов уже ходил список изменников, которых надобно истребить. Утром по стрелецким полкам проскакал Александр Милославский и Петр Толстой с криком, что Нарышкины задушили царевича Ивана и чтоб стрельцы шли в Кремль на службу. Стрельцы ударили в набат, в барабаны, и двинулись ко дворцу с знаменами и пушками.";s:4:"TYPE";s:4:"html";} Читать примечание полностью...

Призывали они нас к себе и говорили, чтоб мы помогли им достигнуть государства Московского и чтоб мы научили свою братью, чтоб Ваш Царской род извести



Дневные записки И.А. Желябужского // Русский архив. Историко-литературный сборник.— М.: 1910. Выпуск 9. С.9


«От Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Руссии Самодержцев, в царствующий наш град Москву гостям, и гостиных, и суконных, и черных сотен, и Кадашевской, и Хомовных, и дворцовых, и конюшенных, и мещанских слобод, торговым и всяким тяглым людям.

В прошлом во 190 и нынешнем во 191 годах, князь Иван Хованский, будучи в приказе надворной пехоты, всякие дела делал без нашего Великих Государей указу самовольством своим, и противясь во всем нашему Великих Государей указу. Да он же князь Иван с сыном своим, князь Андреем, умысля на наше Великих Государей здоровье и на державу нашу, злыми хитростями хотели нас Великих Государей известь, и государством нашим завладеть, и быть на Московском государстве Государем. И о том их злом умысле и о измене, Сентября во 2 числе нынешнего 191 году, объявилось в селе Коломенском изветное письмо, и по нашему Великих Государей указу, он князь Иван, и сын его князь Андрей, за то их многое воровство и за измену на наше Великих Государей здоровье, и на державу нашу за злой умысел, казнены смертью. А в то время от нас Великих Государей из походу сбежал его князь Иванов сын, князь Иван же, и прибежав к Москве вместил многие смутные слова, и от тех его смутных слов надворная пехота во всех полках учали быть сборы ратным обычаем, и стали они надворная пехота ходить в город и везде, с копьями и со всяким ружьем, и с пушечного двора пушки развезли по всем полкам, а иные в Кремль ввезли, и из нашей Великих Государей казны зелье разобрали по себе, и на Красной площади, и в Кремле, и в Китае, и в Белом городе, по воротам, и Земляному городу поставили на караулах многих людей со всяким ружьем, и всяких чинов людей, которые ездят от нас Великих Государей из походу к Москве, и с Москвы к нам Великим Государем в поход, имают и сажают за караулы, и никаких людей к Москве и из Москвы не пропущают неведомо для чего, и от того в царствующем нашем граде Москве чинится великое смятение и людям страхование. Да они ж, по его же князь Ивановым смутным словам говорят, что будто отец его князь Иван, и брать его князь Андрей, казнены напрасно без розыску, и иные многие слова вмещают […] а будучи на Москве нам Великим Государем служили верно, и никаким прелестным словам не верить, и к ним в том не приставать, и во всем показуете к нам Великим Государем свою службу и верность, и обыклое повиновение и всякое послушание. И мы Великие Государи вас гостей, и гостиных, и суконных, и черных сотен, и Кадашевской, и Хомовных, и дворцовых, и конюшенных, и мещанских слобод, торговых и всяких тяглых людей, за вашу верную службу жалуем, милостиво похваляем. И как к вам сия наша Великих Государей грамота придет и вы гости, и гостинной, и суконной, и черных сотен, и Кадашевской, и Хомовных, и дворцовых, и конюшенных, и мещанской слобод, торговые и всякие тяглые люди, видя нашу Великих Государей к себе милость, нам Великим Государям и впредь служили по своему обещанию верно и с той своей верной службы и впредь ожидали к себе нашей Великих Государей милости, и на нашу милость были надежны. А каково изветное письмо в селе Коломенском о злом умысле и о измене князь Ивана и князь Андрея Хованских объявилось, и с того письма послали к вам для ведома под сею нашею Великих Государей грамотою список. Писан в Троицком Сергиеве монастыре лета 7191 Сентября в 21 день».

«Царям Государям и Великим Князьям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя Руссии Самодержцам, извещают Московский стрелец, да два человека посадских людей, на воров и на изменников, на боярина князь Ивана Андреевича Хованского, и на сына его князь Андрея Ивановича. На нынешних неделях призывали они нас к себе в дом 9 человек пехотного чину, да 5 человек посадских людей, и говорили, чтоб мы помогли им достигнуть государства Московского и чтоб мы научили свою братью, чтоб Ваш Царской род извести, и чтоб притить большим собранием изневесть в город, и называть Вас Великих Государей еретическими детьми, и побить Вас Государей обоих, и Царицу Наталию Кирилловну, и Царевну Софию Алексеевну, и патриарха, и властей, а на одной бы Царевне князю Андрею жениться, а остальных Царевен постричь и разослать в дальние монастыри, да бояр побить: Одоевских трех, Черкасских двух, Голицыных трех, Ивана Михайловича Милославского, Шереметевых двух, и иных многих людей из бояр, из дворян, и из гостей, за то, что будто они старую веру не любят, а новую заводят. А как то злое дело учинят, послать смущать во все Московское государство, и по городам, и по деревням, чтоб в городах посадские люди побили воевод и приказных людей, а крестьян научат, чтоб они побили бояр своих и холопей боярских. А как государство замутится, и на Москве б выбрали на Московское царство его князь Ивана; и патриарха и властей поставить, кого изберут народом, которые б старые книги любили. И целовали нам на то Хованские крест и образ Николы чудотворца, и мы им целовали тот же крест, чтоб нам злое дело делать всем вообще. А дали они нам всем по Двести рублей денег человеку, и обещались они нам, перед тем же образом, что если они Московского государства доступят, и нас стрельцов, которые в заговоре были, пожаловать в ближние люди, а нас посадских людей гостинным именем, и торговать во веки беспошлинно, а стрельцам велеть наговаривать, которые будут побиты, и тех живот и вотчины продавать, а деньги отдавать им стрельцом на все приказы. И мы три человека, убоясь Бога, и памятуя крестное целованье, и не хотя на такое злое дело дерзнуть, извещаем Вам Великим Государем, чтоб Государское здоровье оберегли. И мы холопы Ваши ныне укрылись, живем в похоронках, и Вам Государям то их злое дело извещаем, забыв смерть свою. А как Ваше Государское здоровье сохранится, и все Бог утишит, и мы холопы Ваши Вам Государем объявимся, и Вы Государи нас холопов своих, за наши верные службы, пожалуете. А имен нам своих написать невозможно, а приметы у нас: у одного на правом плече бородавка черная, а у другого на правой ноге поперек бедра рубец посеченный, а третьего объявим мы, потому что у него примет никаких нет".

На подписи написано: «Вручить Государыне Царевне Софии Алексеевне не распечатав».




Мы и не замечали, что образ его создан нашим воображением по скудости источников
Только с присоединением к России Крыма Новороссийский край с его громадными естественными богатствами мог получить настоящую цену.
Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно
Построенные большею частью русскими людьми, из русского материала, носящие незабвенные в истории нашей славные имена…
Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями…
Мы знаем из опыта, что зависимость воли от внешнего для нее бытия весьма часто производит наслаждение, а не страдание
Именно так выглядит русский воин, когда дух его ничем не омрачен и не парализован различными факторами
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
Славянская Библия есть древнейший памятник и надежнейшее хранилище языка Славянского
Насколько правильное пользование столь веским элементом, как время, важно в ведении боя, настолько же важно точное указание его и в описании боя



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.