Сегодня и вчера
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе  (сцена из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина)
Историческая иллюстрация «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе (сцена из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина)» Автор:
Мясоедов Григорий Григорьевич


Размер:
88,2 х 122,2 см
Техника:
холст, масло
Время создания:
1862
Местонахождение:
Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Пушкин
Смотреть полностью


Первое дело пасть пред ним на колени, не рассуждая, настоящий ли это царь; чем страннее, чудеснее рассказ, тем больше ему верилось.



С. Соловьев. Заметки о самозванцах в России // Русский архив. Историко-литературный сборник. — М.,1868. Выпуск 2. Стб.265


Явление самозванства встречается в разные века, у разных народов, начиная от древнего Смердиса Персидского; но нигде не встречается оно так часто и не имеет такого значения, как в Русской истории XVII и XVIII веков. Это, разумеется, должно обратить на себя внимание и, кроме частных объяснений отдельных случаев, заставить отыскивать общие причины явления, повторяющегося, более или менее видным образом, в продолжение двух веков…

В большинстве случаев самозванство в России являлось неразлучным с козачеством. Вот уже и особенная форма, которая и заслуживает прежде всего внимания. Крестьяне и вообще чернь наших украйн поднималась только тогда, когда среди них появлялась вооруженная сила, призывавшая их к воле под знаменем ложного царя. Следовательно, движение условливается присутствием этой вооруженной силы, которая называется козаками…

Первый самозванец был подставлен не козаками, но в них немедленно нашел сильных и верных приверженцев. Козаки поняли, какая это выгодная для них выдумка, и второй самозванец Лжепетр был уже козацкой фабрикации. Вслед за тем была выставлена козаками целая толпа самозванцев, и самозванцы, не ими выставленные, опирались на них. Большое козацкое возстание, Разинское, не обошлось без двух самозванцев, царевича и патриарха. При Петре Великом козаки с Булавиным встали без самозванца, но восстание и ограничилось одною козацкою областью; последнее козацкое возстание было поднято с самозванцем. Те самозванцы, которые являлись не между козаками или не могли опираться на них, не успевали возбуждать волнений…

Таким образом, главное условие для появления самозванцев и успеха их заключалось в козачестве, как оно существовало прежде. Но теперь предстоит другой вопрос: зачем козакам были нужны самозванцы, и как самозванцы были возможны в таком числе? Первый вопрос решается легко, когда вспомним, что монархическая власть утвердилась в России за исключением всякой другой силы, которая могла бы вступить с нею в борьбу в свое собственное имя, во имя своих прав, существующих в народном сознании: вступить в борьбу с монархическою властью можно было во имя той же власти, заступившись за право настоящего, законнаго царя или царевича, лишенного этих прав, спасшегося от смерти, одним словом, выставляя самозванца. Другой вопрос: как самозванцы были возможны? решается, когда обратим внимание на состояние общества, на степень образования. Образование дает привычку критически относиться к каждому явлению, обсуждать его, тогда как человек необразованный, встретясь с необыкновенным, важным явлением, преклоняется пред ним, подчиняясь вполне первому впечатлению; ему скажут: вот царь! и его первое дело пасть пред ним на колени, не рассуждая, настоящий ли это царь; чем страннее, чудеснее рассказ, тем больше ему верилось. Вот почему нельзя объяснять причину явления одним неудовольствием, тягостью положения известного класса народонаселения: шли за самозванцем не потому только, что надеялись лучшего, но прежде всего потому, что считали своею обязанностью идти; никто не станет отрицать, что многие, а в некоторых случаях большинство было обмануто, верило, что защищает права законного царя.

Что касается самозванцев, то некоторые из них сознательно принимали на себя роль обманщиков, приходила ли им первым мысль о самозванстве, или внушена другими. Но некоторые были подставлены так, что сами были убеждены в своем высоком происхождении: таков был первый Лжедимитрий (Отрепьев), Луба, которого воспитывали в Польше как сына Тушинского царя, в XVIII веке та несчастная женщина, которая выдавала себя за дочь императрицы Елисаветы, была схвачена в Италии и кончила жизнь в Петропавловской крепости. Относительно первого Лжедимитрия против нашего взгляда высказано такое возражение. «Несообразность характера названного Димитрия с званием обманщика побудила С. М. Соловьева прибегнуть к предположению, что, не будучи Димитрием, он был обманут, а обманутый и сам верил в свое царственное происхождение»...

Не одна известная самозванка выдавала себя за дочь императрицы Елисаветы: был у нее и родной брат. В 1768 году лекарь Лебедев донес, что адъютант Опочинин, сын генерал-майора, выдает себя за сына императрицы Елисаветы от Английского короля, и составляет заговор для свержения императрицы Екатерины II в пользу великого князя Павла Петровича, распространяя слух, что императрица хочет поделить Россию между Орловыми. И Опочинин, подобно своей сестрице, не сам выдумал себе происхождение. Корнет Батюииков внушал ему: «сказывала мне покойная бабка моя Анна Пребышевская, что когда был здесь Английский посол, то в его свите был, под именем кавалера посольства, сам король Английский, от которого ты и родился и Опочинину отдан на воспитание». Суд признал, что преступление Батюшкова произошло от пьянства и помешательства в уме, и приговорил: «лишить его дворянства и чинов и послать в Мангазею и производить по две копейки на день; и когда будет в здравом уме, то употреблять на работы». Опочинина, «по молодости лет (ему было только 18), по раскаянию и службе отцовской, послать тем же чином в гарнизон на линию» Ряд самозванцев, выдававших себя за Петра III, появляется с 1765 года: беглый солдат Гаврила Кремнев назвался Петром III, возмутил народ в Воронежской и Белгородской губерниях, особенно при помощи попа Льва Евдокимова, который немедленно признал в нем государя и начал свидетельствовать, что он, поп, будучи дворцовым певчим, Петра III видал и маленького на руках нашивал. Императрица из дела увидела, что преступление Кремнева произошло «без всякаго с разумом и смыслом соображения, а единственно от пьянства, буйства и невежества, что дальнейших и опасных видов и намерений не крылось», и потому освободила от смертной казни. Его секли кнутом во всех тех селах, где он о себе разглашал, привязавши к груди доску с надписью: «беглец и самозванец»; на лбу выжгли «Б. С.» и сослали в Нерчинск на вечную работу. В том же году армянин Асланбеков, взятый за фальшивый паспорт, объявил себя Петром III, Его били плетьми и сослали в Hepчинск. По произведенному в 1765 году в Слободской Украинской губернской канцелярии следствию открылось, что беглый Брянского полка солдат Петр Чернышев Изюмской провинции в слободе Купенке разглашал о себе, якобы он бывший государь Петр Федорович, чему поверя, той слободы бывший, поп Семен Иваницкий, по желанию его, пел всенощную и молебен, упоминая его на ектениях таким, каким он ему сказывался…




Чтоб с одной стороны лишняго давано, а с другой к огорчению причины подано не было, и в протчем всякую ласковость показывать.
Мы и не замечали, что образ его создан нашим воображением по скудости источников
Только с присоединением к России Крыма Новороссийский край с его громадными естественными богатствами мог получить настоящую цену.
Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно
Построенные большею частью русскими людьми, из русского материала, носящие незабвенные в истории нашей славные имена…
Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями…
Мы знаем из опыта, что зависимость воли от внешнего для нее бытия весьма часто производит наслаждение, а не страдание
Именно так выглядит русский воин, когда дух его ничем не омрачен и не парализован различными факторами
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
Славянская Библия есть древнейший памятник и надежнейшее хранилище языка Славянского



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.